- Витраж
-
ВИТРА́Ж (от лат. vitrum — стекло) — орнаментальная или изобразит. композиция из стекла или др. мат-ла, цветного или подвергнутого обработке, пропускающая свет и использующаяся для заполнения оконных, дверных проемов или перегородок, световых фонарей верхнего света и в декоре мебели. Может существовать и как самостоят. композиция в интерьере здания или на открытом воздухе; может быть плоским и объемным (литым) в зависимости от характера используемого стекла. Стекла В. обычно скрепляют в спец. переплетах — каркасах (свинцовых, деревянных и др.). Составляются из кусков стекла разного цвета, часто дополнительно раскраш.; используются также разл. механич. и химич. способы (травление кислотой) нанесения изображения на стекло. Простейшие В. встречаются в Др. Египте. Б. широкое распространение В. получает в раннехрист. базиликах Рима и Равенны. Высокий худож. уровень В. — в соборах Франции (часовня Сан Шапель, Шартр, Бурж, 13 в., и т. д.). Выделяются В. Швейцарии, Италии (Сиенский и Миланский соборы).
В России В. появляется в сер. 19 в. (молельня в Александровском дворце в Царском Селе, Исаакиевский собор). Огромная коллекция витражей (гл. обр. швейц., 16—17 вв.) использована в окнах павильона "Арсенал" в Царскосельском Александровском парке (с 1886 в Эрмитаже, в 1930-х гг. б. ч. продана в Швейцарию). Подражание ренессансному и готич. В. распространяется в России в эпоху историзма, ими украшались правосл. и инославные храмы. Очень б. распространение получает В. в эпоху модерна, применяясь особенно часто в отделке лестниц доходных домов. Витражный световой фонарь украшает даже буддийский храм в С.-Петербурге.
1970—80-е гг. отмечены активными технико-технологич. поисками в обл. витражного иск-ва: Б. А. Тальберг (Музей боевой комсомольской славы им. А. Матросова, г. Великие Луки, 1972); Ю. К. Королев (гостиница "Россия", Москва, 1967, и др.); Д. М. Мерперт (ин-т "Гражданпроект", Красноярск, 1977, и др.) и мн. др. Творч. использование возможностей плоского и литого В. отличает иск-во А. Л. Королева. С кон. 80-х гг. усиливается широкий интерес мастеров монумент. живописи к технике В., внимание к традиц. видам плоского В.
Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.